Квалификационные требования к педагогическим работникам

Содержание

Квалификационные характеристики должностей работников образования

52 Главой ТК регулируется труд работников образования, то есть лиц, осуществляющих педагогическую деятельность на основании трудовых договоров в образовательных учреждениях, ведущих программы воспитания и обучения.

В соответствии с существующей нормативной базой подбор, прием сотрудников на работу осуществляется непосредственно образовательным учреждением.

Порядок приема кадров и осуществление деятельности работниками определено его Уставом.

Право вести образовательную деятельность

Основная особенность педагогической деятельности — ее высокая социальная значимость, ответственность и особенно психологические нагрузки, с которыми ежедневно связана работа педагогов.

В связи с этим законодательством предусмотрены дополнительные требования к сотрудникам данной сферы деятельности. Данные условия отражены в 331 статье ТК. В случае если работник им не соответствует, ему можно обоснованно дать отказ в приеме на работу в образовательное учреждение.

Рассмотрим более подробно, какие же требования предъявляются к работникам сферы образования.

Первым и основным условием является наличие соответствующего образования, определяется Положениями об учреждениях образования различных типов, в частности:

  • сотрудники дошкольного образования — обязательно высшего, среднее профессиональное образование.
  • сотрудники учебных заведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста — требуется необходимая профессионально-педагогическая квалификация, которая бы соответствовала данным квалификационной характеристики должности и требованиям к специальности,
  • сотрудники общеобразовательных учреждений — обязаны иметь требуемую профессионально-педагогическую квалификацию, которая бы соответствовала тарифно-квалификационной характеристике по должности и специальности,
  • сотрудникам учебного заведения среднего профессионального и высшего образования — нужно иметь высшее проф. образование,
  • сотрудники дополнительного образования детей — обязательно — высшее или среднее проф. образование, кроме того, сотрудник должен отвечать требованиям квалификационных характеристик к должности.

Конкретизируются общие требования к работникам образования и дополняются требованиями к стажу работы, определенной квалификации согласно Единому квалификационному справочнику.

В данном справочнике раздел, посвященный работникам образования обозначен как «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном разделе определено помимо определенного проф.

образования, четкие требования к профилю получаемой специальности. Например, преподаватель обязан иметь направления «Образование и педагогика». Кроме этого, возможно наличие профильного другого образования в необходимой области знания.

К примеру, психологу нужно получить образование — «Педагог-психолог».

Квалификация и уровень образования определяются на основе документа государственного образца, то есть аттестатов, дипломов либо других документов об образовании. Разделение высшего образования на специалистов, бакалавров и магистров не учитывается.

Квалификационные характеристики должностей

Данные характеристики являются базой при разработке должностных инструкций. В конкретных случаях они могут уточняться, изменяться в зависимости от конкретных условий и определенного учебного заведения. Рассмотрим более подробно основные должности, предусмотренные вышеупомянутым справочником.

Руководитель учебного заведения

Обязанности: руководство учреждением в соответствии с Уставом и НПА, ответственность за образовательную, административную и хозяйственную деятельность, обеспечение реализации государственного федерального стандарта, формирование контингентов воспитанников и обеспечение охраны их жизни и здоровья, определение целей, задач и стратегии развития образовательного учреждения, планирование работы и обеспечение соответствия результатов работу установленным стандартам, разработка и внедрение программ, учебных планов, программ дисциплин.

Функции: распоряжение бюджетными средствами и обеспечение эффективности их использования, утверждение структуры образовательного учреждения и штатного расписания, подбор кадров, утверждение внутренних нормативных актов, представление учреждения в различных органах и структурах и другие.

Знания: направления развития образования в стране, НПА, связанные с образовательной деятельностью, педагогика, психология, основы физиологии, современные педагогические методики, конфликтология, основы работы с офисными программами, основы социологии, экономики, административное, гражданское, бюджетное, трудовое, налоговое законодательства, основы менеджмента, и другое.

Образование: Высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление», «управление персоналом», «менеджмент» и стаж педагогической деятельности более 5 лет.

Заместитель руководителя

К заместителю предъявляется также достаточно широкий перечень требований в профессиональном плане.

Обязанности: организация планирования деятельности учреждения сферы образования, координация работы учителей, преподавателей и других сотрудников учреждения, разработка учебной и другой документации, обеспечение внедрения новых методов и методик образовательной деятельности, контроль за уровнем и качеством образования и оценка его результатов.

Функции: организация подготовки экзаменов, координация взаимодействия между теоретической и практической работой организация учебной, воспитательной, культурной работы учреждения, контроль за учебной нагрузкой, составление расписаний, работа с отчетной документацией, участие в кадровой работе, меры по оснащению учебного заведения современными технологиями, необходимым оборудованием, средствами обучения, контроль за качеством медицинского обслуживания в учреждении, осуществление руководства хозяйственной деятельностью, контроль за эффективным расходованием средств, меры по расширению самостоятельности учреждения, анализ и оценка финансовых результатов работы и разработка мер по повышению ее эффективности, контроль за выполнением обязательств, подготовка отчета учредителю, руководство работами по благоустройству территории и координация работы всех подчиненных служб.

Знания: направления развития образования, законодательство в сфере образования, педагогика, психология, основы физиологии, методы управления образовательным процессом, педагогические технологии обучения, методы убеждения, конфликтология, текстовые редакторы, основы социологии, экономики, административное, гражданское, трудовое, налоговое и бюджетное законодательство, основы менеджмента.

Образование: высшее, специальность «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент», стаж педагогической либо руководящей работы не менее 5 лет.

Читайте также  Как оформить отношения с работником без оформления

Руководитель структурного подразделения

В целом требования, аналогичны выше описанной должности. Основная функция — руководство деятельностью структурного подразделения. Квалификационные требования — высшее образование по соответствующему профилю подразделения и стаж работы по специальности — не менее 3 лет.

Старший мастер

Обязанности: руководство занятиями по проф. обучению, работы по проведению проф. ориентации учащихся, руководит работой мастеров производственного обучения, подготовка оборудования и другого оснащения занятий, обеспечение овладения учащимися методами труда, технологией и техникой производства.

Функции: контроль за уровнем подготовки учащихся, организация деятельности учреждения, участие в заключение дополнительных договоров, участие в работе комиссий, семинаров, проф. развитие учащихся.

Знания: развитие образования в РФ, законодательство в сфере образования, педагогика, психология, основы физиологии, методы управления образовательной системой, педагогические теории и подходы, конфликтология, основы права, экологии, экономики, трудовое, административное право, текстовые редакторы.

Образование: высшее образование по профилю обучения, стаж не менее 2 лет.

Далее рассмотрим должности непосредственно педагогических работников, и особое внимание уделим требования, предъявляемые к соискателям на данную должность.

Учитель

В классификаторе приведен широкий перечень должностных обязанностей, включая области знаний, которые необходимы учителю. Основные требования, предъявляемые к квалификации: высшее либо среднее профессиональное образование «Образование и педагогика» либо в области соответствующего предмета, без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель

Данная должность в целом аналогична должности учителя, требования к соискателям предъявляются аналогичные. Отличие лишь в программах обучения и учебном заведении.

Педагог-организатор

Основной функцией является проведение учебных занятий, воспитательных и иных мероприятий, организация работы детских секций, кружков и других объединений.

Необходимые знания и навыки аналогичны предыдущим должностям.

Социальный педагог

Осуществляет мероприятия по образованию, развитию, воспитанию и социальной поддержке личности. Организует всевозможные виды социально значимой работы воспитанников. Необходимо высшее либо среднее профессиональное образование «Социальная педагогика», «Образование и педагогика», требований к стажу — нет.

Кроме того, в справочнике подробно рассматриваются следующие должности:

  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • воспитатель;
  • тьютор (индивидуальная работы с учащимися по развитию их познавательных интересов; координация поиска информации учащимися для самообразования);
  • старший вожатый;
  • педагог-библиотекарь;
  • педагог дополнительного образования;
  • концертмейстер;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по труду;
  • методист;
  • руководитель физического воспитания;
  • инструктор-методист;
  • преподаватель-организатор ОБЖ;
  • тренер-преподаватель;
  • мастер производственного обучения.

В справочнике приведены также должности учебно-вспомогательного персонала различных образовательных учреждений:

  • вожатый,
  • дежурный по режиму,
  • помощник воспитателя,
  • секретарь учебной части,
  • младший воспитатель,
  • диспетчер образовательного учреждения.

Подводя итог важно отметить, что к сотрудникам сферы образования предъявляется достаточно широкий перечень требований. В условиях современного реформирования системы образования очень важно наличие действительно действующих критериев по отбору персонала, так как именно от действующих сотрудников и их квалификации зависит дальнейшее развитие знаний и уровень образования в стране в целом.

Источник: http://ipshnik.com/rabota-s-kadrami/priem-na-rabotu/chto-soboy-predstavlyayut-kvalifikatsionnyie-harakteristiki-rabotnikov-obrazovaniya.html

Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения и образования

Всем понятно, что, когда печь пироги берется сапожник, ничего хорошего из этого, скорее всего, не выйдет. А в отраслях, касающихся здоровья или образования, закон просто запрещает работать людям, которые не обладают необходимой квалификацией. Но как понять, чья квалификация соответствует требованиям?

Что такое единый квалификационный справочник

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей. Они содержат должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации специалистов.

Справочник квалификационных характеристик профессий работников разрабатывает Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли.

Скачать

Что такое квалификация и чем она характеризуется

Чтобы занять в бюджетной организации ту или иную должностную позицию, сотрудник должен иметь необходимое профессиональное образование, а также квалификацию, соответствующую установленным требованиям.

Для этого разработан специальный нормативный документ, устанавливающий уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Характеристика каждой должности состоит из трех блоков: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

Раздел «Должностные обязанности» содержит перечень основных функций, которые можно поручить работнику, занимающему это место.

Раздел «Должен знать» содержит основные требования в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые специалист должен уметь применять при выполнении профессиональных обязанностей.

Раздел «Требования к квалификации» определяет уровень профессиональной подготовки сотрудника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, а также требуемый стаж работы.

Квалификационные характеристики должностей работников образования 2018 года

Соответствующий раздел ЕКС утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н от 26.08.2010.

Этот документ предназначен для регулирования трудовых отношений в образовательных учреждениях и организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он состоит из четырех частей:

  • общие положения;
  • руководители;
  • педагогические работники;
  • учебно-вспомогательный персонал.

Данные квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций педагогических работников, в том числе для определения необходимого уровня профессиональной подготовки специалиста, подтвержденного документами об образовании.

Читайте также  Каким должен быть идеальный работник ответ

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения

Раздел ЕКС, определяющий требования к квалификации медиков, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 г.

Квалификационные характеристики для этой отрасли состоят из пяти разделов:

  • общие положения;
  • руководители;
  • специалисты;
  • младший медицинский персонал;
  • прочий персонал лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях.

Одной из особенностей документа является норма о том, что в случае, когда врач имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, он назначается на должность врача-стажера на период прохождения профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности соответствующего врача-специалиста, и получения сертификата по специальности.

Источник: http://gosuchetnik.ru/kadry/kvalifikatsionnye-kharakteristiki-dolzhnostey-rabotnikov-zdravookhraneniya-i-obrazovaniya

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию. Квалификационные требования к педагогическим работникам

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования — не исключение.

С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился.

Что же получилось?

Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой — подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории.

По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий — высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают.

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его — чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня требованиям квалификационных категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае — в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит «проходить» все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение — после 20 лет педагогического стажа вторая категория остается навсегда — теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

Какой бывает аттестация

Рассмотрим оба ее вида — обязательную и добровольную.

Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее — подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию.

Как подаются документы?

Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций.

Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев.

Как она проходит?

Аттестация старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их — выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности.

Читайте также  Могу охарактеризовать себя как ответственного работника

Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога.

Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии — «соответствует занимаемой должности». В противном случае — «не соответствует».

Если вам не повезло

В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом.

Добровольная аттестация

Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее — установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории.

Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую — получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся.

Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее — за 3 месяца.

Как правильно оформить документы

Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) — при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока.

Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий?

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества дошкольного образования путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений.

Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут

Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов — выше среднего уровня субъекта РФ.

Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также — владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

Порядок прохождения

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу.

Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно.

Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом — на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю.

А что потом?

Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и оплата труда педагога будет производиться по новой ставке.

Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке.

В случае «провала» аттестации выносится решение «требованиям не соответствует». Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают.

У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться «заработать» высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую.

Обжалование итогов аттестации

Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации.

Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными — досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

Источник: http://fb.ru/article/180144/attestatsiya-vospitatelya-detskogo-sada-na-pervuyu-kategoriyu-kvalifikatsionnyie-trebovaniya-k-pedagogicheskim-rabotnikam

Понравилась статья? Поделить с друзьями: